сайт Красноярской филармонии
Великолепная четвёрка Давида Голощёкина
14 марта в 17 часов в Малом концертном зале в рамках международного красноярского фестиваля «Звёзды джаза на Енисее» выступит один из самых ярких коллективов на российский джазовой сцене — квартет «Четверо».
В ансамбле объединилась великолепная четвёрка настоящих виртуозов джаза из двух городов: петербуржец — маэстро Давид Голощёкин и трое москвичей — Виктор Епанешников, Алексей Подымкин и Сергей Васильев.
В составе квартета представители двух поколений. С одной стороны, легендарные российские звёзды джаза, получившие абсолютное признание джазового мира — мультиинструменталист и один из лучших джазовых скрипачей Давид Голощёкин и Виктор Епанешников, исполнитель на ударных инструментах, игравший в своё время в московском ансамбле "Аллегро" и биг-бэнде Олега Лундстрема. С другой стороны, два молодых талантливых джазмена: пианист Алексей Подымкин и контрабасист Сергей Васильев, которые с первого же выступления со своими именитыми коллегами завоевали признание у широкой публики.
Возглавляет ансамбль именитых мастеров российского джаза профессор, основатель и руководитель единственной в стране Государственной филармонии джазовой музыки народный артист России Давид Голощёкин. Музыкант прекрасно знает джазовую классику, ему присуще тонкое стилевое чутьё, безупречный вкус, высочайшее мастерство импровизации.
Часто про таких музыкантов говорят: "Человек-оркестр". Но в отношении Давида Голощекина это слишком бледное выражение. Всех, кто имеет счастье оказаться на его концерте, захватывает ураган звуков и энергии, ослепляет могущество виртуозности Мастера.
Маэстро в прошлом году исполнилось 65ть, но губительный для многих музыкантов возраст, перед ним словно спасовал, как мальчишка-первоклассник перед учителем. Его пальцы быстры, порой неуловимы, дыхание мощное и свободное, а звуки музыки подобны терпкому, густому, хорошо выдержанному коньяку.
СПРАВКА:
Мультиинструменталист, играет на скрипке, фортепиано, электрооргане, вибрафоне, флюгельгорне, саксофонах и других инструментах, один из ярких представителей классической ветви современного джаза (бибоп, хард-боп, современный свинг), аранжировщик и композитор.
Окончил музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории (по классу скрипки), дебютировал как контрабасист в квартете Юрия Вихарева в университетском джаз-клубе. В последующие годы выдвинулся как пианист оркестра Иосифа Вайнштейна и квинтета Гольштейна—Носова. В 1966–67 играл в Москве в бэнде Эдди Рознера, но в 1969 вернулся в Ленинград и собрал ансамбль, с которым выступал почти на всех отечественных фестивалях, гастролировал с концертными (иногда тематическими) программами, в качестве солиста сотрудничал с оркестрами Олега Лундстрема, Михаила Финберга, Александра Рябова, со многими зарубежными ансамблями. В квинтете-секстете Голощекина в разное время играли саксофонисты Михаил Костюшкин, Валерий Зуйков, Игорь Бутман, гитаристы Андрей Рябов, Гасан Багиров, контрабасисты Эдуард Москалев, Дмитрий Колесник и многие другие. Почти все петербургские молодые музыканты начинали свою карьеру в его ансамбле. В 1989 организовал первую в стране Государственную филармонию джазовой музыки (Jazz Philharmonic Hall), постоянно предоставляя сцену лучшим коллективам города. В 1994 учредил ежегодный международный фестиваль "Свинг белой ночи", а также конкурс молодых джазовых музыкантов "Осенний марафон". Выступает на отечественных и зарубежных фестивалях.
Самые известные композиции — "Весенний ветер с Невы", "Я вспоминаю Чарли", "В старинном квартале" ("Передо мной Исаакий"), "Горький сахар", "На солнечной стороне Невского", "Полночь в Летнем саду", "Романтик Билл", "Колыбельная “Осенних ритмов”", "Сиреневый час" и другие. Автор музыки к спектаклям и кинофильмам (например, "Когда святые маршируют").
Вот здесь некоторые выдержки из прошлогоднего интервью Маэстро газете "Аргументы и факты":
- Чем джаз вас привлек?
- Ритмом, свободой импровизации, ощущением полета... По сути, я человек «сиюсекундный», мне нравится менять все, что захочу, в том числе и в музыке. А масса музыкантов «от себя» ничего не могут сыграть, только по нотам.
- Как показано в фильме «Мы из джаза», когда герой ну никак не может импровизировать?
- «Мы из джаза» - фильм плохой, это водевильчик. За последнее обозримое время у нас только два фильма о джазе, этот и - «Когда святые маршируют», по названию известной темы, которую играл Луи Армстронг. Картина о возникновении и существовании джаза в нашей стране в условиях партийного контроля и КГБ. Я там снимался, есть черты и моей биографии.
.......
- Как-то вы рассказывали, что в Америке для джазменов работы мало. А у нас?
- В общем-то, обеспечены. Есть живые джазовые программы в кафе, ресторанчиках, открыл навигацию джазовый пароход - не в каждом городе такое найдешь. Чтобы выступать у нас в Филармонии, нужно быть ярким и талантливым. Я не могу представить публике полуфабрикат. Есть приток молодых, технически подкованных, но я бы не сказал, что очень яркие личности. Джаз - такая вещь, которой научиться невозможно, это дар музыкальной свободы - он или есть, или нет.
..............
- Вы играете не только на саксофоне, а почти на десяти инструментах. Есть любимый?
- Есть инструмент, на котором я чаще всего играю, - скрипка. Никто в нашей стране кроме меня не играет джаз на скрипке - да и в мире человек пять. Когда ты играешь на разных инструментах, это дает колоссальное обновление, совершенно новые чувства, ощущение музыки. В разные периоды жизни я уделял время отдельному инструменту. Самому хотелось изобрести велосипед, поэтому не ходил к преподавателям. Я сам! Видимо, есть природный дар к освоению инструментов - у меня быстро шло.
- В чем вы еще не реализовались?
- В джазе процесс совершенствования бесконечен, поскольку это свободное импровизационное искусство, каждый раз играешь по-новому. Думаю, лучшую композицию я еще не сочинил, и лучшее соло еще не сыграл.