Нашла вот в Инете, старенькую статью, опубликованную в журнале "ДОМ СНАРУЖИ И ВНУТРИ" в 2005м году. Это интервью с Павлом Стефановичем Федирко-бывшем 1м секретаре крайкома партии. При нем Красноярск и край в целом превратился по-настоящему в индустриальный и культурный город-гигант.
Павел Стефанович Федирко
КАК КРАСНОЯРСК СТРОИЛСЯ
Именно эта тема была основной в разговоре с Павлом Стефановичем Федирко. Беседа проходила в Москве, в Совете Федерации, где сейчас работает бывший первый секретарь Красноярского крайкома партии. Когда в 1972 году Павел Федирко возглавил краевую власть, ему было всего 40 лет. Самый молодой в Советском Союзе руководитель региона. Пятнадцать лет он отдавал все свои силы развитию края. За это время город Красноярск превратился в главный индустриальный и культурный центр Восточной Сибири.
В последние годы Павел Стефанович являлся представителем региона в Федеральном собрании, а сейчас он — заместитель председателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.
Павел Стефанович, красноярцы помнят, что современный облик город приобрел в годы, когда краем руководили вы — тогда градостроительная отрасль получила особый размах.
Павел Федирко: Да, город строился бурно… А почему? Потому, что нам удалось защитить в Госплане и, соответственно, в ЦК и Политбюро специальную программу по комплексному развитию Красноярского края. Утвердили десятилетку — с 1971 по 1981 гг., а затем и вторую программу – до 1991 года. Строительные планы охватывали не только промышленные объекты, но и социально-культурную составляющую градостроительной политики. Нам надо было привлекать людей. Если, скажем, появится театр оперы и балета, город будет восприниматься уже на другом уровне развития. Открыли институт искусств, хореографическое училище, чтоб кадры были. Симфонический оркестр создали, сделали Дом актера…
Красивая архитектура тоже добавляет привлекательности городу. Чтобы город был не рядовым, был необычным, мы стремились сохранить и старые архитектурные формы. !!!!Посмотрите на проспект Мира, как видите, мы туда не влезали с башнями какими-то, и стиль сохранился. Договорились, чтобы генеральным проектировщиком стали ленинградцы. Я был знаком с ленинградскими градостроителями еще по своей работе в Норильске.
При этом проблем было много. Дело в том, что Красноярск развивался по всем градостроительным меркам как город в 300 тысяч населения максимум. Он имел водозабор и все инженерные сооружения, рассчитанные на такое количество горожан. Надо было срочно что-то делать, потому что – как на взрослеющего человека надевать детскую одежду? Она же все равно порвется! И везде рвалось – аварии и ЧП. Надо было все коренным образом менять. Сегодня мало кто знает, что предмостная левобережная площадь еще в начале 70-х годов представляла собой деревянный район и выглядела, как деревня.
Я там живу и прекрасно помню одноэтажные усадьбы на месте нынешнего театра оперы и балета, и как трамвай объезжал их по кольцу, задевая за ветки дички, растущей в палисадниках. Вспоминается и конечная остановка трамвайных маршрутов на месте нынешней гостиницы «Красноярск» — прилавки-базарчики, павильон, где торговали сахарной ватой, деревянный туалет…